Сверхактивный ребенок

Сверхактивный ребенок

Автор — Владислав Брагинский, кандидат медицинских наук.

Пятилетний Олег, оказавшись в моем кабинете, вел себя очень свободно — бегал, стучал по столу, хватал с него книги и мои записи, вмешивался в мою беседу с его мамой. Тем временем мама пыталась обьяснить мне суть проблеммы.

С полутора лет мальчик не спит днем, часто капризничает, пугается любого стука, шума проезжающих машин, громкого голоса. Вечером с трудом и только при свете, поскольку боится темноты, укладывается в постель, утром встает хмурый, недовольный, с уговорами идет в садик. Дома по малейшему поводу капризничает. Если попросить его собрать игрушки или выключить телевизор, начинает кричать или истерически рыдать.

Понаблюдав за мальчиком и выслушав маму, я объяснил ей, что состояние Олега детскими психоневрологами и психологами обозначается как «синдром гиперактивности и дефицита активного внимания».

При этом состоянии дети отличаются повышенной возбудимостью, конфликтностью, двигательным беспокойством, у них снижено активное внимание. Ребенок становится суетливым, а действия его хаотичными и беспорядочными. В детском саду такие дети слывут неуправляемыми, будоражат всю группу. В школе вертятся на уроках, шумно играют на переменах, провоцируют драки со сверстниками, вмешиваются в чужие разговоры и не слушают учителей. В гостях перебивают взрослых, все трогают, роняют, ломают. Словом, создают столько шума и суеты, что все сочувственно соглашаются с родителями: их ребенок — сущий «вождь краснокожих». Такие дети могут вывести из равновесия самого сдержанного педагога и самых терпеливых родителей. Синдром гиперактивности затрудняет адаптацию детей в коллективе, а нередко даже становится основой для асоциальных поступков.

Двигательное беспокойство у такого ребенка почти всегда сопровождается неспособностью к концентрации внимания. Поэтому любая его деятельность сумбурна и непоследовательна. По этой же причине дети постоянно делают ошибки при выполнении школьных заданий, «пропускают мимо ушей» объяснения учителя или попросту не слышат, что им говорят. Они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи.

У моего маленького пациента Олега больше всего страдало именно активное внимание, которое в норме у пятилетнего ребенка должно быть развито гораздо лучше. Он вел себя словно двухлетний — непроизвольно откликался на любые внешние раздражители: шумы с улицы, реплики взрослых — и реагировал на новую обстановку неадекватно.

Избалованностью и изъянами воспитания такое поведение детей объяснить нельзя. Они хотели бы вести себя иначе, но не могут, потому что их реакции обусловлены неразвитостью, незрелостью определенных структур мозга. Это болезненное состояние, и его коррекция требует вмешательства врача.

Невысокая успеваемость в школе гиперактивных детей объясняется не их низким интеллектуальным развитием, а трудностями с концентрацией внимания. Если удается их сосредоточить на беседе, то часто оказывается, что они обладают цепкой памятью и изрядным запасом знаний.

Синдром гиперактивности — распространенное нарушение. Примерно у 15% детей младшего возраста наблюдается двигательная расторможенность и недостаточность активного внимания. Практически в каждой группе детского сада и в каждом классе начальной школы есть дети с такими проявлениями. Чаще гиперактивностью отличаются мальчики.

Иногда двигательная расторможенность у детей может быть симптомом эпилепсии (при этом она сочетается с припадками разного типа), а также особых форм детской шизофрении.

Мне часто приходится отвечать на вопросы: как помочь ребенку, как ослабить у него симптомы гиперактивности и научить концентрировать внимание.

Хочу успокоить родителей: это состояние поддается лечению, и обычно к 9-11 годам при определенных усилиях взрослых проявления синдрома сглаживаются. Дети становятся более уравновешенными, сдержанными, управляемыми. Помощь психоневролога при этом очень важна. Она необходима прежде всего для того, чтобы установить, проявлением какого заболевания является гиперактивность, и исходя из диагноза, наметить оптимальную терапевтическую тактику. А дальше все зависит от такта и мудрости родителей.

В тактике родителей я считаю главным правильное отношение к поступкам своего ребенка. К нему нельзя относиться как к шалуну или хулигану. Ребенок нездоров, и улучшение в его поведении наступит только при добром, спокойном и ровном отношении к нему всей семьи. Взрослые должны понимать, что особенности в поведении их малыша обусловлены биологическими факторами, и неприглядные поступки ребенка на каком-то этапе его развития не вина, а беда его. Родителям потребуется немалый запас терпения и выдержки, так как результаты появятся не скоро.

Прежде всего не надо предъявлять ребенку слишком жестких, повышенных требований, которые он выполнить не сможет. Но атмосферы вседозволенности тоже не должно быть. То есть, соразмерив свои требования к ребенку с его возможностями, не отступайте от них. Однако их надо высказываться всегда доброжелательно.

Всячески избегайте командного, приказного, начальственного тона, лучше вести разговор с детьми в совещательной, товарищески вежливой манере. Я убежден, что очень важны и такие проявления расположения к ребенку, как мягкое прикосновение, понимающая улыбка. Хуже всего непоследовательность в воспитании и паническое настроение родителей, которое выражается в словах: «Нервы не выдерживают…».

Жизнь гиперактивных детей должна регламентироваться четким распорядком дня. Родителям придется избегать шумных компаний в своем доме, не брать с собой ребенка в магазин, на рынок, на стадион. Все это оказывает на малыша чрезмерно возбуждающее воздействие. Зато должно быть обязательно предусмотрено время для активных игр и прогулок, способствующих расходованию избыточной энергии. Однако важно и здесь соблюдать меру, потому что переутомление у всех детей приводит к усилению возбуждения.

К сожалению, неадекватные формы поведения, сформировавшиеся в детстве, могут закрепиться в сознании. Если никто не помог ребенку преодолеть синдром гиперактивности, в дальнейшем у него могут возникать сложности во взаимоотношениях с людьми: непонимание, осуждение и неприятие его «плохих манер» окружающими, отказ от общения с ним одноклассников.

Нельзя упустить время. Лучшим периодом для преодоления синдрома гиперактивности я считаю возраст 5-6 лет. При этом я имею в виду нетолько воспитательные усилия родителей, но и специальные занятия с психологом. Существует множество методик для тренировки внимания и психологической коррекции. Как правило, занятия с психологом проходят в присутствии родителей, поскольку полученные навыки нужно закреплять дома.

Чтобы подготовить гиперактивного ребенка к школе, с ним нужно заниматься по-особому. Предлагайте своему ребенку выполнить одно конкретное задание, отводя для этого определенный (небольшой) промежуток времени. Предпочтительно делать это в форме игры. Я придумал, например, такое задание для гиперактивных детей: в течение 20 секунд они рассматривают 10 красивых открыток, а затем раскладывают их в определенном порядке. Бывает, что я прошу их на одной из страниц книги аккуратно подчеркнуть слово, повторяющееся несколько раз, например, слово «должен». Дети любят выкладывать фигурки из спичек, рисовать, раскрашивать, пришивать пуговицы, вырезать — много интересных заданий может придумать взрослый, чтобы помочь ребенку научиться сосредоточивать внимание.

Такие занятия не должны быть продолжительными. Двигательная расторможенность ребенка отнюдь не показатель его психической выносливости. Дети быстро устают, и от усталости их беспокойство нарастает. Наиболее оптимальное время занятия с гиперактивными детьми — не более 30 минут.

И последнее. Чаще хвалите своих детей. Делайте это всякий раз, когда они того заслуживают. Не скупитесь на похвалу — нет целебнее средства для сверхвозбудимого, нервного малыша. Как можно реже говорите ему «нельзя». Но, сказав это слово, не отменяйте свое решение.

Мягкие, сдержанные, спокойные родители добиваются прекрасных результатов — их издерганные гиперактивные дети обычно уже через год радуют домашних прилежанием, дружелюбием, счастливой улыбкой победы над самим собой.

Добавить комментарий