С точки зрения управления конформизм полезен тем что


Конформизм и его роль в управлении коллективом

 

Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. подобный, схожий) его членов, т.е. безоговорочное принятие ими существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.

В результате формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление и поддержке общего мнения с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную точку зрения, каждый полагает, что все думают одинаково.

В основе конформизма лежит страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им, подвергнуться исключению из него - остракизму, что в древности, например, вело к неминуемой гибели.

Степень конформизма зависит от определенности и сложности решаемой задачи, положения человека в группе, значения группы для него. Так, индивиды с высоким статусом подвержены меньшему давлению, а чем привлекательнее группа для человека, чем ближе ему общие цели, тем он больше подчиняется ей.

С точки зрения интересов коллектива в целом конформизм имеет немало положительных сторон: обеспечивает выживаемость в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей, избавляет от раздумий, как себя вести, придавая поведению стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость в нестандартных, облегчает интеграцию индивида в коллективе.

Без конформизма не может быть сплоченного коллектива, и поэтому новички, прежде чем будут приняты в него, проходят проверку на преданность ему, т.е. на способность к конформистскому поведению. И если таковая отсутствует, человек вряд ли сможет найти в коллективе для себя место.

Степень конформизма того или иного субъекта определяется рядом конкретных обстоятельств, и прежде всего характером межличностных отношений в коллективе (дружеские, например, требуют от человека большей уступчивости окружающим, чем натянутые).

На конформизм влияет возможность принимать самостоятельные решения и свободно высказывать свои суждения: если человек действует под постоянным надзором и контролем, а его мнение никем не поддерживается, он скорее будет делать то, что от него требуют.

Конформизм зависит и от размера самого коллектива - наиболее силен он в первичных группах, особенно триадах, в которых все постоянно находятся на виду друг у друга. Причина заключается в том, что конформистское поведение стимулирует незначительный перевес в три "голоса".

На конформизм влияют публично взятые прежде на себя человеком обязательства поддерживать те или иные действия коллектива, отказаться от которых ему уже трудно. Степень конформизма зависит и от ситуации: если она сложна, человек часто полагается на коллектив исходя из того, что последний не ошибается.

Конформизм придает коллективу во многом свое "лицо", поскольку все его члены строго придерживаются совместно выработанной системы общих ценностей и норм, которая создается на основе ассимиляции и приспособления того, что привносит в "общую копилку" каждый. Нормы - это неписаные требования, правила, указывающие, что и как нужно делать, а что - нет, как следует играть ту или иную роль, выполнять работу, вести себя; нарушение норм обычно достаточно сурово наказывается. Не учитывая влияния норм на поведение группы, менеджер может принимать неадекватные решения.

Нормы и правила усиливают внутригрупповое давление и создают основу контроля со стороны коллектива за поведением своих членов. С ростом сплоченности группы ее давление и контроль до определенного предела усиливаются (правда, одновременно уменьшается сама категоричность требований и норм), а затем постепенно могут переноситься вовне, на окружающие коллективы и даже официальное руководство.

Групповое давление - едва ли не самый сильный способ воздействия на поведение человека в рамках коллектива, и, оказавшись в одиночестве, он часто уступает последнему, даже если прав, поскольку в противном случае давление может перерасти в открытое принуждение. В то же время член коллектива с высоким статусом может себе позволить в значительной степени игнорировать нормы.

Мир для человека таков, каким он себе его представляет. Часто он оценивает справедливость этих представлений на основе того, что они разделяются другими. В противном случае он теряется и плохо ориентируется в ситуации, поскольку согласие с групповым мнением стабилизирует образ реальности, укрепляет уверенность в себе. Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним давлением, сколько из-за боязни испортить отношения.

В зависимости от своего характера и других личных качеств люди по-разному относятся к нормам поведения и групповому давлению. Вероятность признать ту или иную ценность или выбрать ту или иную позицию зависит от степени приверженности ей, доверия ее носителям, уверенности в себе, твердости убеждений. Обычно позиции легче формируются и изменяются у молодежи, поскольку в ее систему ценностей легче внести новое.

Одни полностью их принимают и честно стремятся им соответствовать; другие, хотя внутренне и отвергают, на практике придерживаются их, чтобы не потерять расположение коллектива, однако лишь до того момента, пока это выгодно; третьи их не принимают внутренне и не стараются этого скрывать. Конечно, коллектив стремится избавиться от таких людей, но это не всегда возможно, ибо те или иные качества их оказываются для коллектива необходимыми, и тогда ему приходится уступать.

 


Список использованной литературы

 

1. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. - практ. пособие. - 5-е изд. - М.: Дело. 2003. - 272 с.

2. Александрова Т.Г. Управление персоналом: Методические указания к практическим занятиям. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 63 с.

3. Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. – 200 с.:


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Тест на конформизм / антиконформизм

1 - Все положительно отзываются о том фильме, который вы еще не видели. Как вы думаете?
Это действительно хороший фильм! || Я не могу судить, пока не увижу || Меня не волнуют фильмы, которые все смотрят!

2 - Вы бы предпочли побыть одному или в компании с людьми, которые вам не нравятся?
Один || В компании с людьми я не люблю

3 - Обычно вы делаете свой собственный выбор, даже если он расходится с мнением ваших друзей и семьи, или вы предпочитаете следовать тому, что предлагают вам ваши друзья и семья?
Я сам выбираю || Я предпочитаю следовать советам друзей и семьи

4 - Считаете ли вы себя оригинальным человеком?
Много || Достаточно || Иногда || Редко или никогда

5 - Считаете ли вы, что люди склонны к униформе, придерживаясь одинаковых мнений и поведения?
Да, всегда || Да, часто || Да, иногда || Нет, никогда

6 - Считаете ли вы, что люди умеют развлекаться, или вы думаете, что они просто делают то, что делают их друзья, в то время как им хотелось бы заняться чем-то другим?
Они умеют развлекаться || Они подписаны на своих друзей
|| И то, и другое

7 - По вашему мнению, другие люди думают отличить от массы?
Да, конечно || Да, наверное || Они не задают себе этот вопрос || Нет, абсолютно

8 - Да

.

Формальные и неформальные группы, их руководство

6.3. Формальные и неформальные группы, управляющие ими

Рабочий коллектив можно представить как совокупность формальных и неформальных групп.

Группа - - это два или более человека, которые осуществляют совместную деятельность и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Группы, созданные администрацией, называются формальными группами и соответствуют в основном организационным единицам.Руководители этих групп (начальники отделов) в основном назначаются администрацией, и члены группы (сотрудники подразделений) также нанимаются ею.

Неформальная группа - группа людей, которые не связаны официальной иерархией и объединены дружескими отношениями, общими интересами и т.д. Неофициальные группы объединяют людей, которые нуждаются в принадлежности, взаимопомощи, безопасности, общении.

У каждой группы своя цель. Цели группы, тип и цели личности не всегда ясны и реализуются, кроме того, схожесть личных целей все еще недостаточна, чтобы дать группе общую цель.

Цели формальных групп определяются администрацией, а цели неформальных групп формируются на основе совпадения личных целей.

В группе каждый играет свою роль. В табл. 6.2 показаны типы и типичные черты сотрудников, которые полезно иметь в группе.

Таблица 6.2. Назначение ролей группе

Типы сотрудников

Типовые характеристики

Положительные качества

Допустимые дефекты

Администратор

Консервативный, обязательный, предсказуемый

Организационные способности, практичность, здравый смысл, высокая эффективность, самодисциплина

Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи

Мыслитель

Индивидуальный, серьезный, неправославный

Одаренность, воображение, интеллект

Рассеяние,

проводка

в облаках,

склонность

игнорировать

Практический

детали

Обозреватель ресурсов

Экстраверт, энтузиазм, любознательный, общительный

Умение общаться с людьми и исследовать все новое

Склонность терять интерес к работе, когда увлечение проходит

Оценка

Сдержанный, хладнокровный, осторожный

Рассудительность, практичность

Отсутствие вдохновения или способности стимулировать других

Душа команды

Социально ориентированный, чуткий, мягкий

Умение адекватно реагировать на людей и ситуации, умение сохранять дух коллективизма

Нерешительность в критические моменты

ведет к

конец <&

Гибкий, организованный, ответственный

Умение общаться

сделка до конца,

Стремление

до качества

Исполнение

работа

Свойство беспокоиться о пустяках, неумение «не вмешиваться в чужие дела»

Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.

На первом этапе группа еще развивается. Все смотрят друг на друга, и каждый стремится проявить себя с лучшей стороны. Коллективных действий практически нет. Индивидуальная работа превалирует. Однако на данном этапе уже появляется неформальный лидер.

На втором этапе группа сплотилась. Выявились сильные и слабые стороны каждого члена группы. Проводятся коллективные действия. Сформировались группы и началась борьба за лидерство.

На третьем этапе группа на подъеме. Каждый знает свое место и хорошо взаимодействует с другими. Четкие решения принимаются и быстро реализуются. Преобладают коллективные действия. Все стремятся работать лучше.

Четвертый этап, как правило, является поворотным, поскольку для группы возможно развитие в одном из альтернативных направлений: либо бюрократизация, либо застой, когда формальные требования становятся важнее реальных дел, либо дальнейшая интеграция усилий, когда возникающие разногласия быстро устраняются, уступая место сотрудничеству.

Например, Дэвис считает, что идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Группа должна быть сплоченной. Сплоченность группы - - это мера притяжения членов группы друг к другу.

На эффективность людей в формальных группах влияют природно-биологические, социально-экономические, технико-организационные, социально-психологические и рыночные факторы (Таблица 6.3).

В процессе групповой деятельности часто проявляется синергетический эффект, , что свидетельствует о реализации закона синергии.Однако для проявления синергетического эффекта необходима хорошая организация деятельности группы и преодоление негативного воздействия группы на личность. Поэтому в современном управлении персоналом большое внимание уделяется динамике групп.

Групповая активность, с одной стороны, порождает социальную помощь, но, с другой стороны, проявляются и негативные факторы групповой активности: деиндивидуализация, групповая поляризация, групповой фаворитизм, социальная леность, задержка мышления и конформизм как результат групповой давление.>

Таблица 6.3. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности

Факторы

Факторы содержания

Природно-биологический

Возраст, состояние здоровья, физические возможности сотрудников, географическая среда, сезонность и др.

Социально-экономический

Состояние экономики, законы в области труда и заработной платы, навыки и мотивация труда, уровень жизни, уровень социальной защиты

Технический и организационный

Техническое вооружение и механизация труда, сложность труда, условия труда (санитарно-гигиенические, эстетические и др.)) объем и качество полученной информации

Социально-психологический

по телефону

.

Руководство нонконформистов к успеху в мире конформистов

Сколько себя помню, я был нонконформистом. «Все остальные дети любят спорт» никогда не казалось веской причиной, почему I должен чувствовать - или делать вид, что чувствует - то же самое. «Никто из других взрослых не носит шорт и шлепанцев» никогда не казался веской причиной, по которой я должен чувствовать себя некомфортно. С моей стороны это была не просто элитарность. «Все другие экономисты Принстона серьезно относятся к моделям общего равновесия» для меня было не более убедительным, чем «Все остальные подростки хотят иметь собственную машину.”

Нонконформизм с моей интенсивностью редко позволяет добиться реального успеха. Хорошее состояние почти всегда имеет большой социальный элемент; одиночество ни к чему не приведет. Тем не менее, по общепринятым стандартам, мне это удалось. У меня есть работа мечты на всю жизнь и достаточно денег, чтобы я не думал о деньгах. Как мне это удалось?

Отчасти это удача - особенно удача оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить нужных людей. (Спасибо, Тайлер Коуэн). Но, оглядываясь назад, я тоже довольно хорошо разыграл свои карты.Если вы нонконформист и надеетесь добиться успеха в нашем конформистском мире, мои любимые стратегии, вероятно, подойдут и вам. В произвольном порядке:

1. Не будьте абсолютистом-нонконформистом. Подчинение в мелочах часто дает вам возможность не соответствовать большим. Например, почтительное отношение к своему боссу открывает целый мир возможностей.

2. Не проповедуйте конформистов. Большинство из них оставят вас в покое, если вы оставите их в покое. Наблюдайте за своим поведением: вы пытаетесь их изменить чаще, чем они пытаются изменить вас? Тогда остановись.Экономить время гораздо полезнее, чем заводить врагов.

3. В современных обществах большинство требований соответствия основано на пустых угрозах. Но не все. Так что обращайте пристальное внимание на общественные санкции за девиантное поведение других. Пусть импульсивные нонконформисты станут вашими подопытными кроликами.

4. В детстве угрозы образовательным учреждениям являются наиболее реальными. В то время как «Это постоянно записывается» - это обычно пустая угроза, «Делай, как мы говорим, или ты пострадаешь на следующем образовательном уровне» - нет.Если оставить в стороне яркие анекдоты о бросивших школу миллиардерах, современный рынок труда по-прежнему чрезвычайно верит, и нет причин полагать, что это изменится в ближайшее время.

5. Нонконформистское отношение к образованию опасно, потому что академический статус до боли линейен и накапливается. Чтобы поступить в институт, вы должны закончить среднюю школу; чтобы закончить среднюю школу, вы должны выполнить все требования к 12 классу; чтобы выполнить требования к 12-му классу, вы должны выполнить все требования к 11-му классу; и так далее.

6. К счастью, содержание современного образования не является ни линейным, ни кумулятивным. Вы можете спокойно забыть большую часть того, что вам не хотелось учить сразу после выпускного экзамена.

7. Несмотря на то, что учителя и ученики призывают вас подчиняться всем, хорошие оценки в сложных классах - практически единственное, что имеет долгосрочные последствия. Вы можете жить с C в P.E. Или уродливые прозвища. Или исключение из крутой детской клики.

8. Успех в учебе вряд ли гарантирует успех в карьере.Но образовательная квалификация открывает множество дверей, в том числе большинство дверей для нонконформистской карьеры в академических кругах, науке и, да, бюрократии.

9. Большинство бюрократов глубоко конформисты, но бюрократические (отсутствие) стимулов отлично подходят для нонконформистов. Подумайте о безопасности работы.

10. Социальный интеллект можно улучшить. Для нонконформистов предельная выгода от этого особенно велика.

11. Относитесь к своей семье справедливо, но помните, что родственники - особенно старшие родственники - властелины пустых угроз.Несмотря на всю их критику, они, вероятно, слишком сильно вас любят, чтобы делать больше, чем придираться.

12. Столкнувшись с требованиями соответствия, беззвучно спросите: «Что будет со мной, если я откажусь?» Приучите себя обдумывать тонкие и косвенные последствия, но научитесь отвергать большинство таких размышлений как паранойю. Современные общества огромны, анонимны и забывчивы.

13. Большинство рабочих мест не являются демократическими. Это очень хорошие новости, потому что как нонконформист вы, вероятно, никогда не станете популярными.Однако вы можете сделать себя бесценным для ключевых начальников, которые, в свою очередь, будут защищать и продвигать вас.

14. Проведите первый год любой работы, убеждая своего работодателя, что он был прав, наняв вас, а оставшиеся годы он потратит на работу, убеждая вас не уходить. Кстати, этот совет почти одинаково полезен и для конформистов.

15. Несмотря ни на что, в мире больше величия, чем вы можете ощутить за всю жизнь. А в современном мире достичь величия удивительно легко.Перестань жаловаться, перестань жалеть себя и высоси из жизни до мелочей.

16. Наем друзей-нонконформистов - отличный способ сделать вашу жизнь лучше… но только если они тоже будут следовать этим правилам!

.

Способы связи

Стандартные методы общения: устная или письменная речь отправителя и слушание или чтение получателя. В большинстве случаев общение осуществляется устно, одна сторона говорит, а другие слушают.

Однако некоторые формы общения напрямую не связаны с устной или письменной речью. Невербальное общение (язык тела) состоит из действий, жестов и других аспектов внешнего вида, которые в сочетании с выражением лица (например, улыбкой или хмурым взглядом) могут быть мощным средством передачи сообщений.Иногда тело человека может «говорить», даже если он или она хранит молчание. И когда люди действительно говорят, их тела могут иногда говорить не то, что говорят их слова. Смешанное сообщение возникает, когда слова человека передают одно сообщение, а невербально он или она передает что-то другое.

Хотя такие технологии, как электронная почта, снизили важность невербальной коммуникации, большая часть организационной коммуникации по-прежнему происходит посредством личного взаимодействия.Каждое вербальное сообщение имеет невербальный компонент. Получатели интерпретируют сообщения, понимая значение всего доступного. Когда невербальные сигналы согласуются с вербальными сообщениями, они усиливают сообщения. Но когда эти вербальные и невербальные сообщения несовместимы, они создают путаницу для получателя.

Действия руководства особенно важны, потому что подчиненные больше доверяют тому, что делают менеджеры, чем тому, что они говорят. Если действия не согласуются с общением, чувство недоверия подорвет эффективность любого будущего социального обмена.

Поскольку большая часть дня менеджера тратится на общение с другими руководителями и сотрудниками, умение говорить и слушать критически важно для успеха. Например, навыки устного общения используются, когда менеджер должен делать презентации по продажам, проводить собеседования, оценивать сотрудников и проводить пресс-конференции.

В целом менеджеры предпочитают полагаться на устное общение, потому что при личной беседе общение бывает более полным и обстоятельным. При личном общении человек может судить, как реагирует другая сторона, получать немедленную обратную связь и отвечать на вопросы.В целом люди склонны полагать, что прямой разговор с кем-то вызывает больше доверия, чем получение письменного сообщения. Личное общение позволяет не только обмениваться словами, но и дает возможность увидеть невербальное общение.

Однако вербальное общение имеет свои недостатки. Оно может быть непоследовательным, если все стороны не услышат одно и то же сообщение. И хотя устное общение полезно для передачи точек зрения других и поощрения открытости, побуждающей людей к общению, это слабый инструмент для реализации политики или выпуска директив, в которых задействовано множество специфических особенностей.

Вот две наиболее важные способности для эффективного устного общения:

  • Активное слушание. Слушание помогает понять услышанное и требует внимания, интерпретации и запоминания звуковых стимулов. Эффективное слушание - это активное слушание, требующее от слушателя «проникнуть в голову» говорящего, чтобы он или она могли понять общение с точки зрения говорящего. Эффективные слушатели делают следующее:
    • Выделите достаточно времени для встреч.
    • Искренне ищите информацию.
    • Избегайте эмоций и нападок на других.
    • Перефразируйте услышанное вами сообщение, особенно, чтобы прояснить намерения говорящего.
    • Молчать. Не говорите, чтобы заполнить паузы, и не отвечайте на утверждения в манере контрапункта.
    • Задавайте уточняющие вопросы.
    • Не делайте отвлекающих жестов.

  • Конструктивная обратная связь. Менеджеры часто плохо справляются с работой по предоставлению сотрудникам отзывов о производительности. Предоставляя обратную связь, менеджеры должны делать следующее:
    • Сосредоточиться на конкретном поведении, а не делать общие заявления
    • Сохраняйте безличность и целеустремленность обратной связи
    • Предлагайте отзыв как можно скорее после действия
    • Задавайте вопросы, чтобы понять обратную связь
    • Прямой отрицательный отзыв о поведении, которое получатель может контролировать

Письменные коммуникативные навыки

Письменное общение имеет несколько преимуществ.Во-первых, это запись для направления и последующего наблюдения. Во-вторых, письменное общение - это недорогое средство передачи идентичных сообщений большому количеству людей.

Основным ограничением письменного сообщения является то, что отправитель не знает, как и если сообщение получено, если только не требуется ответ.

К сожалению, навыки письма часто сложно развить, и многие люди испытывают проблемы с написанием простых, ясных и прямых документов. И вы не поверите, но плохо написанные документы стоят денег.

Сколько стоит компании плохое письмо в год? По данным канадской консалтинговой и обучающей фирмы, один сотрудник, который пишет только одну плохо сформулированную записку в неделю в течение года, может стоить компании 4 258,60 долларов.

Менеджеры должны уметь писать четко. Умение готовить письма, служебные записки, отчеты о продажах и другие письменные документы может означать разницу между успехом и неудачей. Ниже приведены некоторые рекомендации по эффективному письменному общению:

  • Используйте P.O.W.E.R. Составьте план подготовки каждого сообщения: спланируйте, систематизируйте, напишите, отредактируйте и исправьте
  • Составьте текст сообщения с учетом интересов читателей
  • Дайте сообщению краткое название и используйте подзаголовки там, где это необходимо.
  • Используйте простые слова и короткие, четкие предложения и абзацы
  • Подтвердите мнения фактами
  • Избегайте «цветочного» языка, эвфемизмов и банальных выражений
  • Обобщите основные моменты в конце и дайте читателю знать, что он должен делать дальше
.

Смотрите также