Польза и вред метафизического мышления эссе


«В сравнении»: Не разумом единым. Метафизическое и постметафизическое мышление

Как известно, первоначально термин «метафизика» был введен исключительно в целях удобства классификации работ Аристотеля. Систематизатор его сочинений Андроник Родосский так окрестил весь корпус сочинений Стагирита, не подпадавших под рубрику «физика». Мета-физика в переводе с греческого буквально означает – то, что после физики.

Со временем, однако, смысл, который стали вкладывать в это слово, кардинально изменился. Метафизикой начали называть любое философское учение о невидимой сущности (сущностях) мира, лежащих в его основе. Кратко пробегая курс древнегреческой философии можно вспомнить такие понятия как «Нус», «Апейрон», «Эйдос», «Логос» и т. д. Всё это метафизические понятия, или точнее понятия, выражающие ту или иную метафизическую сущность.

Необходимо отметить, что в Античности метафизика носила преимущественно субстанциальный характер. Поскольку древних греков больше волновал окружающий их мир нежели они сами, метафизические теории древности были направлены на объяснение мироустройства. Можно сказать, что в это время метафизика была почти абсолютным синонимом онтологии.

В Средние века в контексте утвердившегося теоцентризма метафизика слилась с богословием. Теперь она уже не указывала на первоначало мира, ведь каждый знал или по крайней мере верил, что таковым является Бог. Метафизика же состояла в объяснении того, каким именно образом Бог сотворил мир.

В Новое Время, когда ведущей стала идея об имманентном саморазвитии мира и акцент с Космоса и Бога сместился на человека, метафизика приобрела сугубо гносеологические характеристики. Людей Нового Времени в отличие от древних греков не интересовал окружающий их мир; гораздо больше их интересовало то, как они его познают.

Не удивительно поэтому, что в этот период слово «душа» почти полностью заменяется на слово «самосознание». Если в Античности «душа» означала онтологический принцип самодвижения; в Средневековье – чувствилище человека; то в Новое Время смысл «души» целиком сводился к познавательной способности. И так продолжалось вплоть до XX века.

 История смерти одного удачного термина

Считается, что теория вырастает из практики. К началу XX века открытия естественных наук пошатнули традиционные теоретические воззрения. И не только они. Историческое движение, ознаменованное в это время открытием равноценности множества различных культур, войнами, процессами модернизации и т.д., также сыграло в этом не последнюю роль.

Выяснилось, что человек – это не просто самосознание. В список его конститутивных черт входит многое иное помимо разума. Если быть конкретным, в неклассической научной парадигме значимыми антропологическими параметрами становятся:

1.

Принципиальная телесность человека. Включение факта телесной воплощенности субъекта в дискурсе о человеке позволяло перевести фокус внимания с абстрактных тематизаций на вполне конкретные реалии. Помимо гносеологического контекста, который раньше был не просто доминирующим, но и единственным, не менее значительным и даже определяющим стал контекст эмпирический. С этого момента нельзя было говорить о человеке вообще, но только о конкретном (том или ином) человеке. В плане методологии подобный акцент заставил философскую мысль обращаться к данным прикладных наук.

2.

Наличие измерения бессознательного в человеке. Учет фактора бессознательного начала в человеке подрывал такую, ранее конститутивную, характеристику субъекта, как самоочевидность Я. Это означало реактуализацию декартовского сомнения. Как известно, познаваемость мира Декарт выводил из аксиомы самоочевидности собственного сознания для познающего субъекта. Но раз в субъекте помимо сознания присутствует неочевидное для него бессознательное, нет никаких гарантий безошибочности суждений человека относительно мира и самого себя. Отсутствие прямого доступа к основанию субъектности человека породило различные техники косвенного анализа. Наиболее эффективной и распространенной среди них считается психоаналитическая беседа. Таким образом, на смену классическим рефлексии и интроспекции приходят диалог и нарратив.

3.

Принципиальная коммуникативная онтология человека. Если раньше человек, отождествляемый с познающим субъектом, понимался как исходное начало, то теперь он трактуется как производное социокультурных нарративов. Категория «Я», бывшая центральной в классической философии, уступает место категории «Другой». В общефилософском смысле это стало причиной перехода от мировоззрения монистского толка к плюралистскому, от Универсума к Плюриверсуму. Другой – это не просто не-Я, это радикальное иное Я; Я, которое не сводимо ни к отношению тождества, ни к отношению отрицания. 

В условиях радикальной трансформации координат новой парадигмы классическая метафизика перестала быть адекватной в любом из своих трех предыдущих вариантов. Именно поэтому многие исследователи констатировали смерть метафизики и объявили наступление постметафизической эпохи.

Долой категоричность!

Пожалуй, Юрген Хабермас был первым, кто попытался использовать эпитет «постметафизический» для категориального и, следовательно, категоричного разграничения современного и традиционного, т.е. «метафизического» мышления. 

Прежде всего следует отметить, что постметафизическое мышление – это не описательное, а нормативно-проективное понятие. Другими словами, это удобный концептуальный конструкт, суммирующий и выражающий основные мотивы современного мышления. Эти мотивы, в свою очередь, представлены господствующими теориями в интеллектуальном пространстве современного Запада. Среди них: аналитическая философия, западный марксизм (не путать с советским), структурализм и феноменология.

Если же набрасывать схематические контуры постметафизического мышления, то можно выделить следующие опорные пункты:

1.

Лингвистический поворот, который выразился в намерении современных философоф решать метафизические и гносеологические проблемы не путемвопрошания о мире или изучения структур сознания, а посредством анализа языка.

2.

Ситуирование разума, которое идеалу классической рефлексии (бестелесному взгляду с позиции вечности) предпочитает рефлексию, учитывающую тактильные ощущения и психомоторику. 

3.

Процессуальную рациональность (фаллибилизм) – установку, согласно которой любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.

4.

Мирораскрывающий потенциал повседневности, который в первую очередь означает инверсию традиционного примата теории над практикой.

Подводя итог, можно заключить, что метафизическое мышление – это мышление, которое преобразует реальность в соответствии с различными идеальными теориями (этическими, эстетическими, гносеологическими), а постметафизическое мышление – это мышление, которое формулирует мягкую, гибкую теорию на основе различных практик (политических, социальных, культурных).

Рекомендуем прочесть:

1. Ж.-М. Шеффер – «Конец человеческой исключительности». 2. Ж. Липовецки – «Эра пустоты».

concepture.club

Эссе (Философия, Польза и вред догматического (метафизического) подхода к миру) - 564080

Извиняюсь за несколько короткий срок, но хотелось бы снова обратиться к вам за помощью с контрольной и эссе по философии. Немного переоценил кол-во своего времени. Эссе - это сочинение небольшого объема (от 3-х – до 5 стр. машинописного текста), свободной композиции, выражающее личную точку зрения по конкретному вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие философской проблемы, а представляет попытку студента изложить свои субъективные индивидуальные впечатления и соображения по этой теме, используя знания различных философских концепций. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории. Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе: 1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе. 2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме. 3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.; 4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения. Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение. Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр. Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе. Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент. Основными критериями оценки эссе являются: 1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия»: - правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы; - привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме. 2. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию: - умение сравнивать различные философские позиции; - умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки; - способность дать личную оценку проблеме. 3. Качество изложения материала: - ясность, четкость, логичность изложения; - грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов; - привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом. 4. Качество оформления работы: - соответствие работы стандартным требованиям оформления текста; - соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

vsesdal.com

Метафизическое мышление

Научный метод изжил себя. Он является лишь одним из возможных методов познания, при этом в целом ряде областей (если не во всех) он — один из самых ненадёжных. И уж по крайней мере, остальные методы ничем не хуже. Вообще, современная наука — это результат заговора «традиционных» академиков против человечества. Они специально держатся за устаревшие теории, чтобы не лишиться грантов. И специально закрывают все дороги молодым проповедникам альтернативных подходов — чтобы конкуренции избежать. В общем, наука — это та же вера. Только отрицающая зачем-то бога и религию. То есть, нечто, заведомо аморальное и бездушное. Надо, надо уже другие методы перенимать, а от научного отказаться. Тем более, это не метод, а вообще фигня какая-то.

Примерно вот так думают многие граждане. А причиной тому — опускающаяся на нашу страну мгла невежества. Крайне тяжело пользоваться научным методом, когда имеешь о нём представления на уровне бульварных изданий. Авторитет академика непонятен и вызывает отторжение, когда не знаешь, чем эти самые академики занимаются, и когда в академики принимают кого попало. Да чего там, само понятие «научный авторитет» в умах сограждан превратилось в нечто среднее между «религиозный чин» и «авторитарный диктатор». Хотя на самом-то деле «научный авторитет» — это не свидетельство на абсолютную верность каждого высказанного им мнения, а проверенные временем гарантии того, что человек в вопросе разбирается и данные подтасовывать с большой вероятностью не будет.

Однако как это понять, если не знаешь значения термина «вероятность»? Если не знаешь, что за термином стоит и каким образом вводится в рассуждения? Так, пшик какой-то: «может быть, а может и не быть».

Например, многими «альтернативными учёными» сейчас довольно бодро используется понятие «корреляция». С помощью этого понятия оные граждане доказывают взаимосвязь явлений, состоящую в порождении одного явления другим. Тогда как корреляция — мера зависимости случайных величин. То есть, показатель того, насколько хорошо мы изменение одной из величин можем отобразить через изменение второй. А вовсе не связанности вообще и не связанности явлений. В частности, две любые невырожденные линейные функции будут иметь стопроцентную по модулю корреляцию, однако вполне очевидно, что далеко не каждые явления, описывающиеся линейными функциями, не то, что порождают друг друга, но и вообще имеют хоть какую-то связь. С помощью близкой к нулю корреляции можно доказать, что явления не имеют линейной зависимости.  А с помощью близкой по модулю к единице — наличие линейной зависимости. Но вовсе не взаимосвязь явлений.

Следствием разрушения научной школы Советского Союза является не только уменьшение количества научных работников и инженеров, но и общее падение интеллектуальной культуры граждан. Самые базовые (причём, даже не только для двадцатого века, но и для предыдущих тоже) понятия уже неизвестны и непонятны не только массам населения, но и даже якобы образованным людям.

При разговоре с такими, зачастую, складывается ощущение, будто они выучили очень много слов, увязанных в абзацы, но даже и не задумывались о том, что за этими словами имеется хоть какой-то смысл.

Научное знание в результате невладения базовыми принципами и понятиями видится несвязанным между собой набором утверждений, которые, к тому же, подтверждены чисто умозрительно. И само понятие «подтверждение» теряет свой вполне обоснованный и определённый смысл, превращаясь в умах людей в «следствие из символа веры». Людям не ясно, что такое «аксимома» и «теорема» — они уверены, что аксиомы «принимаются на веру» (про то, как на самом деле, будет следующая статья), и в этом «школьном» (упрощённом для людей, только начинающих учиться) тезисе им видится полный аналог веры религиозной. По идее, на более поздних этапах им должны были бы разъяснять всё более и более глубокие смыслы всего этого, однако этапы эти утратили авторитет и поэтому необходимыми не считаются. А раз так, то их мало кто проходит.

На смену же научному мышлению приходит мышление метафизическое, характерными чертами которого является негласный отказ от критериев проверки и правил построения теорий. В рамках метафизического мышления каждое явление рассматривается в отрыве от других, поэтому, в отличие от научных, метафизические теории имеют строго линейное (а не древообразное построение). В «традиционной» физике, не смотря на множество разделов, все разделы связаны. Законы сохранения действуют во всех разделах. Принципы рассуждений везде одинаковые. Более общие теории включают в себя частные. Каждая теория (именно теория, а не рабочая гипотеза) подтверждается массой экспериментов из совершенно разных множеств вариантов — например, законы механики работают и в случае молекул, и в случае макрообъектов планеты Земля, и в случае галактик.

Метафизика же, как «альтернативная наука», вместо этого позволяет себе строить локальные теории, выводимые из одного лишь факта (зачастую, полученного идиотским способом и/или трактованного произвольным образом). И такая «наука» вовсю штампует Альтернативно Одарённых — людей, чьё мышление фрагментарно, но амбиции и страсть к генерации «ценных выводов» при этом непомерно велики.

Так, некий академик на основе всего лишь подсчёта времени правления представителей отдельно взятых династических ветвей вдруг догадывается, что «хронология человечества в результате подделки наложила друг на друга разные эпохи». То есть, эпохи на самом деле одинаковые — это их считают разными. Причём, кризис мышления, его стремление к метафизичности, проявляется даже не в тезисах академика (он-то мог наврать, пошутить и т.п.), а в том, что ему массово верят.

Хотя человек с научным мышлением рассмеялся бы такому академику в лицо: с помощью сопоставлений времени правления, можно опровергнуть только ту парадигму, которая сама базируются на аналогичном же подсчёте и ни чём ином. Особенно в том случае, когда, как это делает академик, невписывающиеся в концепцию диапазоны произвольным образом суммируются, делятся или просто произвольным образом подправляются. Знания о хронологии-то, они не только из древа династий берутся, они, как это принято в научном методе, имеют множество разнородных подтверждений — результаты археологических раскопок, нумизматику, лингвистику, взаимосвязи между историческими личностями, совпадающие в целом ряде разных документов, а не просто упомянутые где-то однажды.

Ни одна научная теория не может строиться на единственном эксперименте. И ни одна гипотеза не становится теорией, пока её не проверят на данных, которые для построения гипотезы не использовались.

Чтобы «подделать» хронологию, надо подделать не просто некий набор документов «во всей Европе», а подделать в оной Европе и во всех странах, с которыми она контактировала, вообще практически всё. Академику внутренний голос, по-видимому, всё-таки подсказал, что подделки документов недостаточно, от чего, для спасения собственной мега-теории, была рождена концепция подделки и археологии тоже. В описании оной подделки академик, конечно, проявил весь свой литературный талант, выстроил яркие образы и всё-такое, однако само воссоздание механизма подделки было таково, что, кроме смеха, не могло бы вызвать у трезвомыслящего человека ничего иного. Ну как могут жители шестнадцатого века под всеми городами планеты в правильном порядке закопать археологические артефакты, ни разу не ошибившись, да ещё и не подозревая о наличии целого ряда культур? Однако нет, граждане и это проглотили. Не смотря даже на то, что доказательство археологической подделки истории Европы базировалось ровно на той теории, верность которой само вроде бы доказывало.

«Написанное всегда правда» — основной столп метафизического мышления.

Далее академик перешёл ко второму трудному моменту — лингвистике. Где раскрылся настолько ярко, что, казалось бы, должен был стать посмешищем даже среди школьников. Это ведь заведомо бред: уровнять между собой все гласные, считать направление прочтения слов в каждом языке произвольным и допускать возможность произвольных перестановок согласных. И ещё больший бред, делать на основании такого подхода выводы вида «так говорилось, поэтому так и было». Но ни школьники, ни даже вроде бы взрослые мужи не смеялись, а запоем читали потоки воспалённого сознания. Причём, не в чисто познавательных целях ознакомления с творчеством шизофреников, а серьёзно, с полным принятием в себя изложенных чудо-концепций.

Эти чудо-концепции теперь даже опровергать тяжело, поскольку большинство людей вообще не представляет, про что им говорит опровергатель. Опровергателю ведь тяжелее — у него научный метод, который требует изрядной подготовки слушателя. Но ситуация такова, что нет никакой гарантии наличия у слушателей даже основных знаний и навыков — некоторые, например, не в курсе, кто раньше жил, Македонский или Юлий Цезарь. И кто это вообще такие. Ну а в математику лучше даже не соваться — тут познания населения близки к нулю, за счёт этого нереально доказать абсурдность введённой академиком меры соответствия ветвей династий.

И подобное творится практически куда ни глянь. Это ведь только так кажется, что «зачем мне наука, я же не учёный», а выходит на деле, что научные знания-то не нужны только тем, кто ведёт чисто растительный образ жизни. Если даже ты просто котлованы роешь, тебе уже надо знать, что такое «рычаг». Причём, если набор знаний ещё хоть как-то варьируется, то те методы мышления, которым на основе некоторого набора знаний должна учить школа и институт, одинаковы во всех сферах жизнедеятельности.

Кроме, конечно, растительной.

Без них метафизикой обрастает абсолютно любая сфера. Взять, например, сферу со своеобразным названием «аудиофилия». Это ж надо на ровном месте наплодить такое количество совершенно бредовых мифов. Но нет, маркетологи подбрасывали — аудиофилы хавали.

Тут тебе полный набор. Одна только убеждённость в том, что положение контактов вилки в розетке (ну то есть, каким зубцом в какое отверстие вилка воткнута) влияет на звук, уже должно было бы стать достаточным основанием для постановки диагноза. Но диагноз не ставят — на форумах идёт активное обсуждение, как правильно вычислить «полярность прибора».

Имбецилы, по ходу, не в курсе, что ток в розетке — переменный.

Люди на полном серьёзе обсуждают влияние направления провода на качество звука. Это ж для такого надо совсем с Луны свалиться. Но обсуждают.

Не менее весело читать и рассуждения про очевидное неумолимое превосходство аналоговых агрегатов воспроизведения звука над цифровыми. Ламповых над транзисторными. Да, знакомый с физикой и матанализом вроде бы сразу должен был понять идиотизм этих рассуждений, но и даже такие часто не понимают и радостно включаются в мега-умные разговоры аудиофилов.

Для справки: ламповый прибор по целому ряду причин вносит гораздо больше искажений в звук, чем цифровой. И если для гитарной примочки вносить искажения — основная задача (то есть, ламповая схема, возможно, внесёт «более качественные» — более приятные на слух — искажения, чем транзисторная), то воспроизводящему готовые записи аппарату надо наоборот вносить их как можно меньше. Конечно, можно специально собрать такой транзисторный аппарат, который будет давать худший в плане искажений результат, нежели специально собранный ламповый, но в общем и целом, конечно, в транзисторной схеме минимизировать искажения гораздо проще, нежели в ламповой.

Далее. «Цифровой звук» с достаточно хорошей разрядностью значений и тактовой чистотой передаёт практически точную копию записанного «аналогового звука». Причём, разрядность и частоту подбирают так, чтобы точность была заведомо выше требуемой (то есть, соответствующей разрешающей способности уха). Даже если точности вдруг будет недостаточно, то для цифрового звука её можно без проблем повысить. По этой причине в «аналоговой записи» нет ничего такого, что отсутствует в цифровой. Кроме того, конечно, что добавляют в эту самую запись дефекты воспроизводящего оборудования и неумолимое старение носителя. Цифровые же записи старению не подвержены (подвержены старению только их носители) и при этом поддаются копированию, дающему идентичный оригиналу результат (что позволяет продублировать носители записей один в один).  

Более того, на любимых многими аудиофилами пластинках (кроме совсем уж древних, но там качество звука настолько убогое, что вообще ловить нечего), «сохраняющих теплоту записи», записан сигнал с магнитофонных лент. И если уж тащиться от пластинок, то надо ровно так же тащиться от первоначальных носителей пластиночного звука — магнитных.

Собственно, качество цифрового звука упирается не в сам принцип его получения, а в качество аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей. Именно на это надо смотреть, а не на «лампы» и не на «аналоговость».

При этом мастерам аудиофильского дискурса даже не приходит в голову хоть как-то проверить свои «теоретические» изыскания. Хотя бы лично — при помощи слепого теста (например, проверить, способны ли они отличить «звучание» провода за десять тысяч баксов от провода за тридцать — не тысяч, просто баксов). Практика ведь — критерий истины. Но нет, с их точки зрения это практика вытекает из теории, а не теория строится по результатам практики для прогноза в области практики будущей. Налицо суровый дефект интеллектуально-мыслительного аппарата.

Да что там направление проводов — люди, многие из которых имеют высшее образование, ничтоже сумнявшись ставят перед монитором кактусы для «отгона вредных лучей из компьютера». Строят у себя на столах бумажные пирамиды, чтобы «бритвенные лезвия не тупились». «Лечатся био-энергией» через телевизор. Это вроде бы смешно, однако тот же Задорнов, который десять лет про такое вот шутил, сам неожиданно метнулся в область псевдо-лингвистических изысканий и на полном серьёзе рассказывает про наличие имени бога Ра в слове «радость». Всё это ещё не полный мрак, но уже заметный невооружённым глазом сумрак.

Люди напрочь утратили желание проверять информацию даже в тех случаях, когда для проверки усилий практически не требуется. И способность проверять и сопоставлять информацию аналогичным образом исчезла: без понимания, как вообще можно что-то проверить, откуда такой способности взяться?

Я ещё понимаю, когда растительноживущие не горят желанием изучить хотя бы основы логики и научного метода, но их не изучают даже те, кто постоянно берётся за рассуждения. Пишет какие-то статьи. Даёт рекомендации. Выдвигает теории. Тут-то без научного метода как? Да вот так — метафизика его отлично заменяет. Её достаточно. Даже более чем. А научный метод даже вреден. Ведь если в нём разобраться, то станет понятно, что он — «не ещё один вариант», а вариант единственный. Что остальные варианты — суть махинации и прочий обман. А из этого неминуемо вытечет необходимость получать знания и тренироваться. А это делать лень. Рассуждать же о строении мира всё равно хочется.

В общем, научный метод изжил себя… (см. начало статьи).

lex-kravetski.livejournal.com

Польза позитивного мышления

Для многих из вас концепция позитивного мышления не является чем-то новым и непонятным. Так, кто-то, быть может, намеренно старается придерживаться позитивных мыслей, с целью привлечь в свою жизнь больше позитивных вещей, кто-то избегает мыслей о плохих вещах, дабы не портить себе настроение, ну а кто-то просто думает только о хороших вещах, потому как по жизни является оптимистом. Сознательно или бессознательном мы понимаем, что негативные мысли приносят больше вреда, чем пользы, и для этого понимания не обязательно изучение таких тем, как закон притяжения или сила мысли. Однако, в некоторых случаях, особенно если вы не задумываетесь о том, хорошие или плохие мысли приходят к вам в голову, знание о пользе позитивного мышления, может помочь перестать мыслить в негативном ключе, и даже изменить жизнь.

Позитивное мышление действительно великая вещь, оно способно оказать влияние не только на настроение, но и на здоровье и даже на жизненные обстоятельства. Масса исследований, проводимых национальными институтами разных стран, показывает, что польза от позитивного мышления не ограничивается благотворным влиянием на эмоциональное состояние человека, но затрагивает практически все сферы человеческой жизни, от отношений, до финансов и до улучшения общего благополучия. Одно из важнейших преимуществ позитивного мышления, о котором следует упомянуть, заключается во влиянии позитивных мыслей на здоровье человека. Тысячи и тысячи людей со всего света отмечают улучшение состояния своего физического здоровья только благодаря тому, что они придерживаются позитивного образа мыслей и стараются не задерживаться на негативных мыслях слишком долго. Причиной тому, вероятно, служит увеличение устойчивости к стрессовым ситуациям и более лёгкое освобождение от депрессивных состояний. Далее мы рассмотрим основные преимущества позитивного мышления для человека и его жизни.

Польза позитивного мышления:

1. Улучшение здоровья. Существует распространённое предположение, что позитивные мысли относительно своего здоровья способствует улучшению состояния человека и помогают справиться с различными заболеваниями, в том числе тяжёлыми. Насколько это соответствует действительности, мне не известно. Однако из разных концов света мы можем читать истории о чудесных исцелениях людей произошедших благодаря позитивному мышлению. Весьма вероятно, что здесь задействуется эффект плацебо, вера человека в исцеление, помогающая ему не унывать и продолжать бороться с заболеванием.

2. Усиление иммунитета. Мысли способны оказывать значительное влияние на иммунитет, приводить не только к его усилению, но и ослаблению. К такому выводу исследователи пришли не случайно, но на примере того, что активация областей мозга связанных с негативными эмоциями приводила к ослаблению иммунного ответа на вакцины против вирусных заболеваний, в том числе вируса гриппа. Человечество знает немало историй, когда отчаяние и потеря надежды приводила к увеличению смертности в городах захваченных эпидемией страшных инфекций. С другой стороны, мы можем видеть на примере своих родных и близких людей, когда позитивный настрой и оптимистичное отношение к жизни, помогает поддерживать иммунитет на высоком уровне и увеличивать эффективность борьбы с инфекциями.

3. Направление вашего внимания. Это преимущество позитивного мышления заключается в том, что, поддерживая позитивный образ своих мыслей, мы чаще обращаем своё внимание на вещи, которые хотим для своей жизни, и реже на вещи, которые нам неприятны. Соответственно, нам становится проще прилагать усилия для их достижения, а вместе с тем, увеличивается и эффективность наших действий. Позитивное мышление помогает нам сосредоточиться на наших целях, не выдумывая и не воображая негативных последствий наших решений и поступков.

4. Самоконтроль. Опять же, благодаря позитивному мышлению, нам становится легче отметать как что-то несущественное негативные мысли, заведомо ложные суждения или глупые решения. Это обстоятельство является прямым следствием практики позитивного мышления, поскольку поддержание позитивного образа мыслей требует от нас приложения некоторых усилий, что служит своего рода упражнением для «мышц» нашего внимания.

5. Привлечение позитивных вещей. «Закон Притяжения» гласит: подобное, привлекает подобное. Позитивные мысли привлекают позитивные вещи и обстоятельства. Негативные мысли привлекают негативные вещи и обстоятельства. Верите вы в Закон Притяжения или нет, неважно, если вы мыслите позитивно - привлекаете в свою жизнь больше позитива, если вы мыслите негативно - получаете результат соответствующий вашим негативным мыслям. К таким выводам нас наталкивают наблюдения миллионов людей со всего света, многие из которых даже не слышали о таком понятии как Закон Притяжения. И дело не столько в метафизике Закона Притяжения, сколько в самом следствии преобладания позитивных мыслей над негативными мыслями, с которыми вы совершаете больше позитивных действий и получаете позитивный же результат.

6. Расширение осознания и восприятия. Практика позитивного мышления позволяет вам видеть вещи в ином свете, не так, как их видят другие люди. К примеру, потери или неудачи видятся большинству людей как нечто плохое, и рассматриваются только с плохой стороны, вы же обретаете способность видеть их позитивную сторону: как ещё один шаг к победе, возможность стать сильнее или испытание вашей веры или терпения. С позитивным мышлением вы начинаете видеть картину в целом, не только с хорошей стороны, но и с плохой, только в контексте вашего будущего, с пониманием, что жизнь продолжается, не смотря ни на что, а «пережёвывание» негативных мыслей не может принести ничего хорошего.

7. Хорошее самочувствие. Наше здоровье, и особенно, самочувствие, напрямую зависит от качества наших мыслей. Так, замечено, что люди с оптимистичным взглядом на жизнь способны без особых нервных потрясений переносить даже тяжёлые заболевания. Они верят в себя и свои силы, они знают, что поддаваясь своей болезни, только усугубляют ситуацию, а потому держатся из всех сил и часто выигрывают схватку со временем. С другой стороны, люди, привыкшие мыслить негативно, способны ухудшить собственное самочувствие практически на ровном месте. Врачи в своей практике встречают множество мнительных людей, хмурых и эмоционально истощённых, приходящих на осмотр в поиске несуществующих, надуманных болячек. Чем дольше длятся размышления негативного характера, тем вероятней появление настоящего недуга. Но не подумайте, что позитивное мышление заставляет вас игнорировать проявление симптомов возможных заболеваний, наоборот, прислушиваться к своему здоровью и сигналам своего тела это одно из важнейших условий нашего благополучия, однако не стоит ставить себе диагноз, если для этого вы недостаточно компетентны.

8. Развитие здоровой самооценки. Человек, практикующий позитивное мышление, как правило, хорошего мнения о самом себе. Он не позволяет себе и другим людям отзываться о себе и окружающих негативно, снисходительно относится к своим ошибкам и недостаткам, умеет прощать себя и других людей. Он отметает любые мысли о собственной недостаточности и не сравнивает себя с другими людьми, он уважает мнение других людей, но не ставит их мнение во главу угла, ему чуждо чувство превосходства или чрезмерной гордости. Он любит жизнь и старается выбрать в ней достойное место для самого себя, при этом, основываясь на адекватной оценке своих способностей.

9. Устранение негативных привычек. Казалось бы, начиная практику позитивного мышления человек должен рассматривать негативные привычки только с хорошей стороны, и не обращать внимания на их негативные последствия. В действительности же это не соответствует действительности. Позитивное мышление основывается на созидании, а именно, создании такого окружения и такого образа жизни, который наносит наименьший вред благополучию человека и окружающей его природе, или не наносит вреда вообще. Всякая деятельность человека практикующего позитивное мышление должна приносить ему и его окружению максимальную пользу, таким образом, для негативных привычек в его жизни просто не остаётся места.

10. Меньше стресса. Практикуя позитивное мышление, человек перестаёт прокручивать в своей голове стрессовые ситуации, произошедшие с ним ранее. Конечно, он может рассмотреть их единожды или пару раз, с целью извлечения из них уроков для своей жизни, но вновь и вновь возвращаться к негативным переживаниям не станет, прежде всего, потому, что это предполагает необходимость возвращения к мышлению в негативном русле. Прошлое остаётся для него в прошлом, особенно если воспоминания о нём не приносят радости. Кроме того, практика позитивного мышления способна увеличить устойчивость человека к любым стрессовым ситуациям, позволяя ему справлять с ними более спокойно.

11. Улучшение отношений. Практика позитивного мышления предполагает умение контролировать появление негативных мыслей и сдерживать свои эмоции, следовательно, в общении между людьми вы будете выглядеть как довольно мягкий и спокойный человек. И не только выглядеть, благодаря позитивному мышлению вы будете чувствовать себя таким же образом. Как следствие, в отношениях с другими людьми вы всё реже и реже будете приходить к разногласиям и спорам. Вы научитесь принимать как должное наличие у других людей мнений, отличных от вашего мнения. Вы легко справитесь с искушением в указании другим людям на их ошибки, а в случае необходимости сделаете это спокойно, не нагнетая обстановки.

12. Долголетие. Улучшение здоровья и усиление иммунитета, создание позитивных привычек, своевременное снятие стресса и улучшение качества отношений с другими людьми, как следствие, может увеличить продолжительность вашей жизни. Проверить это на практике не представляется возможным, поскольку для проведения исследований потребовалось бы наблюдение за разными людьми в течение нескольких поколений. Но и отрицать такую возможность, которую предоставляет практика позитивного мышления, нельзя, по крайней мере, так подсказывает логика.

13. Повышение уровня мотивации. Существует два основных фактора, способствующих повышению человеческой мотивации – это поощрение и наказание. Использование метода поощрения или «пряника» для тех, кто практикует позитивное мышление, не составляет труда, достаточно лишь представить позитивные изменения, к которым приведёт выполнение требующихся от вас задач. С методом «кнута» немного сложнее, поскольку это предполагает необходимость создания в голове негативных образов, чего мы обычно избегаем, практикуя позитивное мышление. Тем не менее, если вы представляете негативные образы, с целью повышения собственной мотивации это не может навредить. С другой стороны, практика позитивного мышления сама по себе способна избавить от большинства проблем с мотивацией.

14. Лёгкое преодоление трудностей. Достают трудности и препятствия? Не беда! Вместе с практикой позитивного мышления вы научитесь видеть в своих трудностях и препятствиях возможности. Возможности для повышения вашего мастерства, возможности для получения бесценного опыта и извлечения важных жизненных уроков. Трудности перестают выглядеть как что-то устрашающее и стирающее ваши стремления и мотивацию. Напротив, немного попрактиковавшись в преодолении трудностей, вы сами начнёте их искать, дабы у вас была возможность проявить себя и развить свои навыки и способности.

Перечисленные преимущества позитивного мышления далеко не полный перечень всего того, что вы можете обрести благодаря этой замечательной практике. Это лишь малая часть всех преимуществ. Ну а самое ценное, что вы можете получить, начав практику позитивного мышления - вы сделаете гигантский шаг навстречу своим целям, мечтам и чаяниям. Практика позитивного мышления вскоре позволит вам почувствовать изменения, происходящие внутри и вокруг вас. Вы увидите мир другими глазами, с его самых лучших сторон, мир безграничной радости, мир полный добрых, честных и отзывчивых людей. Мир, в котором к глупостям других людей вы научитесь проявлять большее снисхождение, мир, где горечи и печали не будут владеть вашим умом, мир, с которым вы научитесь жить в гармонии. Успехов вам!

metodorf.ru


Смотрите также