Хиджама польза и вред


Хиджама: мифы и польза 3014 | 30 августа 2017

В последнее время можно часто столкнуться с доселе незнакомым многим из нас словом «хиджама»: реклама в социальных сетях, объявления по городу. О том, что это такое, какие мифы и пользу несет в себе данная процедура, разбирается наш автор Зиявутдин Гаджиахмедов.

Технологии в нашем веке движутся вперёд семимильными шагами. Одной из наиболее бурно развивающихся является медицинская отрасль. Всё больше лечебных учреждений стараются внедрить новейшие образцы медицинского оборудования и освоить современные методы лечения. Но по-прежнему существует немало людей, предпочитающих традиционному лечению народные методы.

В последнее время неоднократно приходилось сталкиваться с доселе незнакомым мне словом «хиджама»: реклама в социальных сетях, объявления по городу. Произношение слова вызывало во мне религиозные ассоциации, однако никакого значения этим рекламам и объявлениям я не придавал, пока однажды мой друг не рассказал в двух словах об этом методе лечения и не посоветовал написать о нем материал.

Суть процедуры

Как выяснилось, хиджама — один из древнейших методов лечения разных болезней и недугов, к которому прибегали ещё до нашей с вами эры. Основой процедуры является кровопускание — выведение из организма так называемой «грязной» крови. Операция провоцирует стрессовую ситуацию, заставляя организм включать соответствующие механизмы и восстанавливать потерянное количество крови.

Как утверждают сторонники этого метода, человеческая кровь имеет свойство застаиваться. Долго пребывая без движения, она стареет, теряет свои изначальные качества и впитывает в себя все негативные последствия неправильного питания, стрессов, грязной воды и воздуха. Хиджама же как раз направлена на выведение из организма той самой застоявшейся крови, что благоприятно влияет на общее самочувствие человека и помогает избавиться от различных болезней. Делать хиджаму можно на любые части тела, но, как правило, ее производят на спине или на затылке.

Технология

Конечно, информации из Интернета недостаточно, поэтому я решил встретиться с тем, кто непосредственно практикует хиджаму, притом не один год. Им оказался Абдурахман Ханмагомаев — человек, который вот уже пять лет занимается лечением при помощи хиджамы и в феврале текущего года вместе со своей супругой открыл в Махачкале «Хиджама Центр».

Хозяин центра рассказал, а затем и показал, как хиджама осуществляется на практике. На первом этапе на тело человека ставятся специальные банки, и с помощью вакуумного мини-насоса оттуда выкачивается воздух. Когда кожа нальётся кровью и приобретет багровый цвет, банки снимаются. Затем лезвием, иглой или скальпелем на месте образовавшихся гематом делаются неглубокие, еле видные глазу насечки. После этого вновь ставится банка и запускается процесс высасывания застоявшейся капиллярной крови. После выведения необходимого количества «грязной» жидкости раны дезинфицируются. Вся процедура занимает около 10-15 минут.

Мнение лекаря

Лекарь подчёркивает, что при проведении хиджамы, как, впрочем, и при любой иной медицинской процедуре, большое внимание необходимо уделять стерильности: обязательно обрабатывать банки и «режущие» инструменты дезинфицирующими средствами.

Абдурахман Ханмагомедов Руководитель «Хиджама Центр»

— В Интернете можно найти весьма обширный список заболеваний, при которых следует проводить хиджаму. Насколько это правда?

— Хиджама — это универсальное лечение, и с помощью неё можно лечить практически любые болезни. В основном же люди приходят с повышенным давлением, с хондрозом и остеохондрозом, с головными болями, внутричерепным давлением и вегето-сосудистой дистонией. Очень часто обращаются с болями в суставах, с болями после сильных ударов и переломов.

— Почему это помогает?

— Компоненты крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты — имеют свойство вымирать через определённое время, что приводит к загрязнению крови. Очистительные органы не способны очищать всю кровь, и какая-то её часть остаётся «грязной».

В ходе проведения хиджамы мы выкачиваем из организма эту самую «грязную» кровь, а на её месте возникает уже новая, чистая, обогащённая кислородом кровь. Тем самым организм очищается, и из-за этого происходят улучшения.

— Сколько необходимо пройти процедур для того, чтобы был эффект?

— Одной-двух процедур не всегда бывает достаточно, порой нужно сделать пять, шесть… Например, если человека мучают хронические заболевания, такие как гепатит, диабет и другие, то ему нужно длительное лечение, и притом не одной хиджамой, а в комплексе с медикаментозным лечением. Если же, например, мучает какая-то ноющая боль в спине, плече или головная боль, то нередко бывает так, что уже после первой процедуры человеку становится заметно лучше.

— Насколько процедура болезненна?

— Зависит от болевого порока человека. 70-80% людей не чувствуют никакой боли. Те, у кого низкий болевой порог, испытывают боль немного сильнее, чем от укуса комара.

— Какие имеются противопоказания?

— Есть некоторые заболевания, при которых не следует проводить хиджаму или делать её с осторожностью. Например, при сахарном диабете нужно делать неглубокие надрезы, потому что у таких пациентов бывает плохая заживляемость, а при анемии (малокровие) нужно ставить немного банок — одну-две — и внимательно следить за состоянием пациента.

Вообще, если делать хиджаму правильно, если делать неглубокие насечки, то противопоказаний практически нет. Проблема в том, что некоторые делают глубокие насечки и выкачивают слишком много крови, отчего пациенту может стать плохо.

— Сколько держатся следы от банок?

— Это зависит от части тела, на которой делалась хиджама. Например, если на спине, и если образовался синяк, то он пройдёт через 4-5 дней, а простое покраснение – через 2-3 дня. Если же хиджама делалась на лице, на лбу, то след будет держаться чуть дольше и исчезнет через неделю.

— Можно ли делать хиджаму в домашних условиях?

— Я бы не рекомендовал делать в домашних условиях. Во-первых, человек, не знающий септику и антисептику, может через рану внести в организм инфекцию. Во-вторых, есть риск сделать более глубокий надрез, чем это необходимо, что может привести к излишней потере крови.

Религиозный аспект

Хиджама как метод оздоровления и лечения активно практикуется в мусульманском мире. Своё название процедура берёт от арабского глагола «хиджама», что означает «высасывать».

Если верить толкователям религиозных документов, то самим Пророком и его последователями были высказаны изречения о пользе этого метода: «Лучшее, чем вы можете лечиться — это хиджама». Также в сунне пророка Мухаммада было сказано, что в каждой семье должен быть один человек, который делает хиджаму.

Согласно сунне Пророка, хиджаму рекомендуется проводить по 17-м, 19-м и 21-м дням месяца по лунному календарю. Идеально, если эти числа приходятся на понедельник, вторник или четверг, тогда кровопускание станет излечением от всех болезней. Абдурахман Ханмагомаев подтверждает, что многие пациенты стремятся записаться на приём именно на эти дни.

Панацея

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о хиджаме, как об идеальном методе лечения: и от головных болей избавляет, и бессонницу с депрессией устраняет, и от бесплодия помогает. В общем, всё в розовых тонах.

Пациенты, как правило, довольны: то ли им действительно помогло подобное лечение, то ли они просто хотят в это верить. Те из моих собеседников, которые, по их словам, никакого положительного результата после процедуры не испытали, делали её, как правило, 1-2 раза. Это даёт отличную возможность сторонникам метода сказать, что, мол, «извините, надо было продолжить, а не ограничиваться одной процедурой».

Иное мнение

Следующим моим собеседником стала Зарифат Шайхова — педиатр с 25-летним стажем и врач восстановительной медицины и реабилитации. И вот вам точка зрения профессионального медика:

Зарифат Шейхова Педиатр

 — Хиджама — это хороший профилактический метод, который способен воздействовать на рефлекторные зоны организма и возбуждать иммунную систему. Таким образом, повышается сопротивляемость организма. Если процедуру делать правильно, рационально, она будет приносить пользу.

Однако я резко негативно отношусь к тому, что эту процедуры нередко практикуют люди, совершенно далёкие от медицины, не знающие в должной мере анатомию и физиологию: от домохозяек до бывших трактористов. Они прочитают пару книжек, пройдут онлайн-курсы по Интернету и думают, что они теперь в медицине много чего смыслят, много чего понимают.

Неправильно говорить, что из организма выходит какая-то «грязная» кровь. Она не может быть грязной: кровь такая, какая она есть. Они говорят: «Посмотрите, какая она чёрная». Так это потому, что ты её высасываешь, она сворачивается, поэтому она и будет чёрной. Тем более, когда это капиллярная кровь. В организме кровь всё время умирает и возрождается сама по себе. Эти процессы предусмотрены организмом.

Кровь не может быть и застоявшейся. Нужно знать одно простое понятие – «циркуляция крови». Она всё время движется. Если кровь застоится, скажем, в мозгу или в сердце – будет инфаркт, инсульт; если она застоится в мышцах – будет синяк.

Вообще, как я уже говорила, в хиджаме много положительного, но люди всё извращают. Это не панацея, не универсальное средство от всех болезней! Да, она способна стимулировать организм, но она не может вылечить всё. Если у человека, скажем, простатит, бесплодие, инфекция в организме, это невозможно вылечить кровопусканием, сколько бы вам этого ни обещали.

Итог

Я рассказал вам то основное, что мне удалось выяснить, окунувшись в Интернет и побеседовав с людьми. Только в детских сказках жизненные явления можно оценивать категориями «добро» — «зло», «хорошо» — «плохо». В действительности же, к счастью или к сожалению, всё гораздо сложнее. Дать однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, я не могу. Да и нужно ли? Пусть каждый, кто прочитает материал, сам решит, во что он верит.

Материал подготовил: Зиявутдин Гаджиахмедов

Фото: Султан Ширинбеков

pavilionmag.ru

Кровопускание (хиджама)

Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global медицинских процедур обязательно проконсультируйтесь

с сертифицированным врачом-специалистом!

Одним из наиболее популярных среди мусульман способов лечения некоторых заболеваний издавна считается кровопускание (хиджама) – медицинская процедура, совершаемая с целью обновления крови. Популярность хиджамы среди мусульман обусловлена не только её эффективностью, но и тем, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) советовал и сам лично регулярно прибегал к кровопусканию.

В ходе процедуры хиджамы на теле человека делают небольшие надрезы с целью вызвать капиллярное кровотечение. Затем на эти участки тела ставятся вакуумные банки, усиливающие кровоток. Процесс останавливают в тот момент, когда на месте надреза начинает выделяться специальная жидкость – лимфа.

Хиджама стимулирует процесс обновления крови человека, способствует удалению различных вредоносных микроорганизмов, а также продуктов жизнедеятельности тканей и внутренних органов. Благодаря этому улучшается состояние человека, и больной или плохо чувствующий себя человек идёт на поправку.

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, кровопускание и прижигание, но я запрещаю своей умме делать последнее» (аль-Бухари и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Лучшим средством лечения является хиджама» (приводят аль-Бухари и Муслим).

При этом, как следует из слов заключительного Божьего Посланника (с.г.в.), хиджаму следует делать на голодный желудок, так как Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Кровопускание натощак – лучше!» (Ибн Маджа).

В какие дни лучше делать кровопускание?

Согласно Шариату, кровопускание дозволено делать в любое время дня и ночи, однако в Пречистой сунне содержится рекомендация относительно того, в какие дни делать это желательно:

  • 17, 19 и 21 числа (любого месяца по мусульманскому календарю). В одном из хадисов говорится: «Лучшими днями для того, чтобы совершить кровопускание, являются 17-е, 19-е либо 21-е число месяца по лунному календарю» (Тирмизи и Ахмад).
  • Понедельник, вторник и четверг. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Кто вознамерится сделать кровопускание, пусть совершает его с именем Господа миров в четверг и остерегается делать его в пятницу, субботу и воскресенье. И совершайте его по понедельникам и вторникам…» (Ибн Маджа). Однако имеется и другой хадис, указывающий на нежелательность хиджамы во вторник: «В этот день есть час, когда кровь трудно остановить» (Абу Дауд).

Кровопускание и пост (ураза)

В дни соблюдения поста кровопускание является разрешённым, ибо, исходя из хадиса, известно, что Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) «совершил кровопускание, когда постился» (упоминается в сборниках аль-Бухари, Тирмизи и Абу Дауда). Однако следует отметить, что хиджама не рекомендуется в том случае, если она способна ослабить человека – а это вполне возможно во время уразы. В хадисе, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, говорится: «Мы оставляли кровопускание во время поста, когда не желали изнурять себя» (аль-Бухари и Абу Дауд).

На каких частях тела делал хиджаму Пророк (с.г.в.)?

1) Шея и верх спины. Один из хадисов гласит, как Божий Посланник (с.г.в.) однажды «совершил кровопускание в трёх местах: по обеим сторонам шеи и в верхней части спины между лопатками» (Тирмизи, Абу Дауд).

2) Голова. В одном из хадисов повествуется, что Милость миров (с.г.в.) «совершил кровопускание на голове по причине боли» (аль-Бухари, Муслим).

3) Ноги. Известно, что Мухаммад (с.г.в.) однажды «сделал хиджаму на верхней части стопы по причине наличия боли в ней» (хадис от Абу Дауда, Насаи и Ахмада).

Польза от кровопускания

1. Удаление «старой» крови

Основным преимуществом данной процедуры является удаление «старой крови», а вместе с ней и различных бактерий и иных вредных для организма веществ.

2. Выполнение сунны Пророка (с.г.в.)

Исходя из вышеупомянутых хадисов, можно сделать вывод, что Посланник Творца (с.г.в.) неоднократно прибегал к хиджаме, в связи с чем кровопускание является сунной, а значит, за её совершение полагается награда.

3. Улучшение состояния здоровья

Кровопускание способствует улучшению внутреннего состояния человека, которому становится легче, и боль постепенно уходит.

islam.global

Что такое хиджама? В чем ее польза для здоровья?

Метод кровопускания ‒ один из наиболее популярных в прошлом методов лечения целой группы заболеваний. Кровопусканием занимались многие древние народы: от греков до китайцев. Существуют свидетельства, указывающие на то, что данный метод применялся еще до нашей эры в Египте и Месопотамии. Одни из самых древних следов хиджамы обнаружены 3200 лет назад в древнем Египте. Были обнаружены различные рисунки, напоминающие хиджаму, в гробницах фараона Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, Тутанхамона.

В Китае в 1973 году была найдена медицинская книга в гробнице династии Цинь, которая называлась «52 заболевания». В этой книге были описаны методы хиджамы с применением как стволов бамбука, так и рогов животных. Сначала использовали рога, потом научились использовать бамбук.Также были найдены рога животных, которые были использованы для выпуска крови.

А в Индии 3000 лет назад была найдена книга на древнем индийском языке санскрит, в которой описаны различные способы применения хиджамы.

Знаменитый древнегреческий целитель и врач Гиппократ, который вошел в историю как «отец медицины», считал, что выведение крови из организма приводит к равновесию этих четырех жидкостей.

Особенно популярным кровопускание стало в Средние века, порой становясь одним из наиболее часто используемых методов лечения всех заболеваний. На данный момент хиджама вновь становится очень популярным методом, особенно среди спортсменов.

Польза от хиджамы на разные системы организма

Отметим, что самым главным достоинством хиджамы является его упоминание в сунне пророка Мухаммад (мир ему!), который говорил: «Целительная сила [находится] в трех вещах: в глотке (питье) меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю своим последователям использовать прижигание».

Кровопускание ‒ идеальный метод тренировки и восстановления организма с помощью его же функции.

Теперь рассмотрим влияние хиджамы на разные системы организма:

Воздействие хиджамы на кожу

- Многократное и правильное использование хиджамы может способствовать улучшению роста волос, так как после применения этого метода происходит пробуждение волосяных луковицы и улучшение кровообращения на коже.

- Увеличивается активность потовых и сальных желез, открываются поры на коже. Это может помочь при проблемной коже, с помощью хиджамы можно очень легко избавиться от прыщей и угрей.

Воздействие хиджамы на мышцы

- Хиджама улучшает кровообращение в мышцах и снимает мышечные спазмы.

- Хиджама способствует поступлению необходимого количества кислорода к мышечным волокнам, улучшает работу мышц и повышает их производительность.

- Хиджама выводит молочную кислоту из мышц и снимает стресс.

Воздействие хиджамы на кости и суставы

- Хиджама улучшает кровообращение в суставах и уменьшает боли, связанные с ревматоидным артритом.

- Хиджама применяется для выведения осевших в суставах вредных веществ, таких как кристаллы (соли) мочевой кислоты, которые провоцируют возникновение подагры и артрита.

Воздействие хиджамы на пищеварительную систему

- Хиджама применяется для улучшения секреции желудочного сока и пищеварительных ферментов кишечника, что повышает эффективность пищеварения и усвоение еды. Желудок и кишечник начинают лучше работать.

- Хиджама активирует работу клеток печени и поджелудочной железы и улучшает их деятельность.

Воздействие хиджамы на кровь

- Хиджама способствует расширению кровеносных сосудов, что улучшает кровообращение в организме в целом. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы.

- Увеличивается количество эритроцитов (необходимо при анемии).

- Увеличивается количество лейкоцитов (необходимо для защиты от вирусов, для предотвращения рака и укрепления иммунитета).

- Очищает кровь.

Воздействие хиджамы на нервную систему

- Хиджама лечит все проблемы, связанные с симпатической нервной системой, это такие проблемы, как хроническая головная боль, высокое давление, стресс.

Когда и как делают хиджаму?

По словам врачей, строгих временных ограничений нет. Ученые говорили, что данная процедура может совершаться в момент, когда в ней есть необходимость. Но также можем отметить, что в нескольких хадисах, переданных от ат-Тирмизи, упоминается, что кровопускание желательно делать в следующие дни лунного календаря: 17, 19 и 21-й.

О нежелательности делать хиджаму по вторникам передает имам Абу Дауд. Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем, во втором или третьем часу, и за исключением каких- либо нагрузок. Желательно не на полный и не на голодный желудок.

Ибн Кайма аль-Джавзия говорил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует!) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности».

Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной иглы, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных «специалистов по кровопусканию», как медицинские пиявки. Мало того что они делают это совершенно безболезненно, они еще выделяют в кровяное русло полезные биологически активные вещества.

Перед началом процедуры на место воздействия наносят масло тмина, специальные банки и лезвия дезинфицируют. Далее устанавливают банки, и маленьким насосом выкачивают из них воздух. Через 3‒5 минут кожа становится темно-красной, после чего банки убирают. В местах воздействия лезвием делают небольшие надрезы, и возвращают банки на место. Из них снова выкачивается воздух, далее за счет вакуума из организма вытягивается «загрязненная» кровь.

Противопоказания к хиджаме

Как таковых противопоказаний к хиджаме нет. Но есть мнение, что для женщин есть некоторые ограничения в связи с физиологической потерей крови. Рассмотрим противопоказания к хиджаме для женщин:

- Возраст до 12 и после 80 лет.

- Высокое содержание сахара в крови.

- Почечная недостаточность.

- Первые четыре месяца беременности.

- Обильные менструации (со второго и до последнего дня).

- Плохая свертываемость крови.

- Анемия и низкое давление.

- Психические расстройства.

Хиджама среди спортсменов-немусульман

На Олимпийских играх в Рио журналисты бурно интересовались, откуда у Майкла Фелпса «круглишки» на теле. Оказалось, что он сделал себе хиджаму. Кровопускание становится популярной даже среди спортсменов-немусульман мирового уровня, таких как пловец Натан Эдриан и гимнаст Алекс Наддур. За последние несколько лет среди атлетов эта процедура стала также актуальна: вакуумную терапию проходили Флойд Мэйвезер, Энди Маррей и другие. Причина такой популярности в том, что спортсмены быстрее реабилитируются после долгих тренировок и напряженных соревнований, у них снимается мышечное напряжение, после процедуры медленнее наступает усталость и увеличивается выносливость.

«Через три дня я обычно себя чувствовал хорошо и приступал к тренировкам, после этой процедуры не требуется длительного восстановления, потому что выходит лишь старая кровь, а это незначительно», ‒ говорит двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, чемпион мира и Европы, многократный чемпион России Мавлет Батиров.

Хиджаму можно делать с профилактической целью раз в 1‒1,5 месяца. По 2‒3 банки ставят для укрепления иммунной системы, профилактики заболеваний, так как при ее проведении удаляется застойная, функционально неактивная кровь, что дает стимул к ее обновлению. Также могут быть прямые показания: при травмах, болях, ушибах, отеках, мышечном спазме, для улучшения кровотока и реабилитации после тяжелых физических нагрузок.

P.S. Хиджаму следует делать после консультации с врачом, в проверенных местах, у людей с медицинским образованием, где все инструменты продезинфицированы.

ummamag.kg

Кровопускание (хиджама)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех [1] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) [2] и прижигании. Но я запрещаю [3] своим последователям использовать прижигание» [4].

Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре и особенно — для сангвиников [5].

То, что кровопускание полезно для человеческого организма, бесспорно и не подвергается сомнениям. Это Божественная информация, переданная через посланника Божьего на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.

Вопрос о том, какова польза данной медицинской процедуры, обсуждали медики и ученые, и они будут еще дискутировать по нему. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то — более. Но факт остается фактом — кровопускание целительно и полезно для человека.

Опыт прошлых веков постепенно раскрывал грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время и как часто.

Осмелюсь взять на себя миссию краткого изложения той достоверной информации из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения. Оценку практических аспектов и подробностей оставим грамотным и опытным медикам и специалистам.

О пользе кровопускания

«Воистину, наилучшим лекарством для вас является кровопускание и морской аль-куст…», — подчеркивал Пророк [6].

«Если и есть польза от ваших лекарств, то в первую очередь в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но мне не нравится последний способ (прижигание)» [7].

Время, наиболее предпочтительное для хиджамы

Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть необходимость в оздоровлении. В нескольких хадисах имеется упоминание семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого чисел лунного календаря [8]. Также не совсем желательно делать это по вторникам [9].

Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем — во втором или третьем часу. Не после бани или каких-либо нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок [10].

Где именно делались надрезы, и в каких случаях

«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее» [11];

В своде хадисов аль-Бухари говорится, что «Пророк делал кровопускание на голове [12]» [13]. В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли [14].

Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайима аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности» [15].

Ответы на вопросы о медицине пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад делал себе кровопускание самостоятельно или приглашал врача? 

Приглашал врача, как для себя, так и для других [16]. Кровопускание — очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно. А в Священном Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками в опасность!» (см. Св. Коран, 2:195).

Можно ли делать кровопускание во время поста?

Достоверно известно, что пророк Мухаммад делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама аль-Бухари приведен следующий хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста» [17].

Кровопускание делать можно, а пост не нарушается?

По мнению подавляющего большинства исламских богословов — нет, не нарушается [18].

Нужно ли мыться после кровопускания? 

Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания [19].

Можно ли каким-то образом отблагодарить сделавшего кровопускание? 

Можно. Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание [20]. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его съестным весом примерно в семь [21] килограммов [22]. Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена [23].

В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.

Есть ли какие-то рекомендации относительно возраста человека, которому делают кровопускание? 

Чем старше человек, тем реже должна проводиться данная медицинская процедура. Например, имам ат-Табари [24] передал следующие слова Ибн Сирина [25]: «После сорока лет человеку не нужно делать кровопускание». Ат-Табари пояснил: «После сорока лет человеческий организм начинает слабеть. Поэтому выполнение данной процедуры становится возможным только при весомых обстоятельствах и с учетом того, сколь привычно кровопускание для данного человека». Также ученые рекомендовали к восьмидесяти годам полностью отказаться от этой процедуры [26].

Есть ли различия между сдачей крови, распространенной сегодня, и кровопусканием?

Разница есть. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и желательно в определенные дни.

2 факта о хиджаме

Факт № 1 [27]

Кровопускание уникально и гениально в своей простоте. Мы отбираем у организма часть того, что очень ценно для него, кровь, которая:

— транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, углекислый газ, продукты обмена; — участвует в терморегуляции;

— регулирует водно-солевой баланс, а также незаменима и во многом другом.

Искусственное удаление некоторого количества крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. При этом стимулируется работа органов кроветворения. Оперативно начинают пробуждаться резервы многих систем человеческого организма, а следовательно, активизируются и механизмы восстановления резервов. Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство резерв-тренинга.

Ранее этот метод врачевания применялся очень широко, история его применения уходит вглубь веков. Сегодня же, к сожалению, кровопускание почти забыто и используется очень ограниченно.

Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной иглы, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных специалистов по кровопусканию, как медицинские пиявки. Мало того что они это делают практически безболезненно, но при этом еще и выделяют полезные биологически активные вещества, попадающие в кровяное русло. Естественным образом регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины?! Систематическое донорство также неплохой метод кровопускания. Согласно эритроцитарной теории старения Д. И. Финько из общего объема крови (5–5,5 л) работает меньше половины. Остальная часть находится в кровяных депо — специальных сосудах и капиллярах селезенки, печени, легких, кожи. Это — резервный запас на случай кровотечения, интенсивной работы, гипоксии и др. По мнению автора теории, эта кровь постепенно теряет свои качества, «закисает» [28]. Вот вам еще один аргумент в пользу кровопускания, ведь при нем кровь выходит из кровяных депо, компенсируя потери. Кстати, 1 л крови находится в депо кожи. Этим обусловлен омолаживающий эффект интенсивного глубокого массажа.

Факт № 2 [29]

Кровопускание — один из наиболее популярных в прошлом методов лечения целого ряда заболеваний (различные виды лихорадки, опухоли и отеки, опоясывающий лишай, болезни сосудов, проказа, болезни печени, почек, селезенки, полости рта, глаз, головы, воспаление мозга, туберкулез, эпилепсия, истерия, гонорея и ряд других). Есть свидетельства, указывающие на то, что данный метод применялся еще до нашей эры (Египет, Месопотамия). Особенно популярным кровопускание стало в Средние века, являясь одним из наиболее часто используемых методов при всех заболеваниях. Кровопускание проводили в различных вариантах, основные из них — вскрытие вены острым предметом или пункция [30], после чего проводилось извлечение крови из кровеносного русла человека. Другой способ кровопускания, менее кровавый, заключался в использовании пиявок. Нельзя сказать точно, когда человек узнал о существовании пиявки. Первые свидетельства об использовании пиявок мы находим в Древнем Египте. Они представлены настенными росписями, обнаруженными в гробнице фараонов XVIII династии (1567–1308 гг. до н. э.). Письменное упоминание о пиявке и кровопускании встречается в Притчах Соломоновых. Подобные сведения можно найти у Плиния (I в. н. э.), Галена (131–200 гг. по григор.), Аэция (390–454 гг.). Известный мусульманский врач Ибн Сина (980–1037 гг.) в своем «Каноне» уделил достаточное внимание применению пиявок и кровопусканию. Следует констатировать, что столь широкое применение кровопускания, особенно при его обильности, нередко давало отрицательные результаты. Это резко изменило отношение к методу кровопускания и медицинским пиявкам. Чрезмерное увлечение сменилось недоверием, что явилось одной из причин ограничения применения данного метода во второй половине XIX в. Его стали считать старым, изжившим себя методом. Вместе с тем отдельные врачи продолжали его практиковать.

Положительный эффект кровопускания при столь разнообразных заболеваниях объяснялся изъятием определенного количества крови с токсинами, иммунными комплексами и другими не способствующими здоровью продуктами, образующимися в крови человека при болезнях, с одной стороны, и вызыванием своего рода биологического стресса, способствующего активизации обновления организма, с другой стороны. Замечено, что такой стресс у многих повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует регрессу некоторых патологических процессов. Однако не приводит к полному излечению заболевания.

Разумеется, метод кровопускания был весьма прогрессивным и при разумном применении весьма полезным, особенно при гипертонических состояниях, предотвращая развитие инсультов и других проявлений гипертонических кризов. Кроме всего прочего, процедура кровопускания давала эффект седации (успокоения, или снотворный эффект, что играло немаловажную роль в ликвидации как острого, так и хронического стресса).

Таким образом, кровопускание являлось одним из наиболее эффективных методов снятия стресса. Кроме того, при изъятии из кровяного русла определенного количества крови происходила своеобразная  тренировка органов кроветворения, перед которыми вставала задача восполнить утраченные форменные элементы крови. Можно предположить, что организм людей, подвергавшихся неоднократной процедуре кровопускания, становился более резистентным к острой кровопотере. Следует заметить, что все в мире имеет свое развитие, и метод кровопускания не является исключением. При всех положительных сторонах у данного метода существуют и определенные противопоказания.

У метода кровопускания и сегодня есть большое количество сторонников, как среди пациентов, так и среди занимающихся лечением. К альтернативным кровопусканию методам в настоящее время можно отнести плазмаферез и донорство. В медицине произошел быстрый прогресс в разработке способов лечения различных заболеваний, интоксикации, гнойно-септических процессов. Стали применять такие методы терапии, как гемо- и плазмосорбция (очищение крови и плазмы), лимфосорбция (очищение лимфы), плазмаферез.

Все перечисленные методы способствуют удалению из организма патологических иммунных комплексов, токсических продуктов распада белка, микробов и их токсинов. Они также играют действенную роль в нормализации морфологического и биохимического состава крови. Однако проявляется это по-разному. Из всех перечисленных методов наиболее простым является плазмаферез. Плазмаферез начинался с так называемого донорского плазмафереза. Он проводился на станциях переливания крови с целью заготовки плазмы. У здоровых доноров брали 400–500 мл крови, центрифугировали, плазму отделяли, а форменные элементы крови возвращали обратно. Затем стали внедрять обменный плазмаферез, который отличается тем, что удаляют несколько литров плазмы, а взамен в том же количестве вводят донорскую плазму. Такая процедура выполняется в условиях стационара и проводится в основном при различных интоксикациях и отравлениях.

Таким образом, плазмаферез является весьма эффективной альтернативой при всех заболеваниях, при которых в прошлом применялось кровопускание. Если говорить о донорстве, то эта альтернатива кровопусканию не только полезна для здоровья, но и позволяет сохранить жизнь и здоровье многим больным людям.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Три метода врачевания, упомянутые в данном хадисе, входят в число основных, но ими, безусловно, методы врачевания не исчерпываются. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282.

[2] В тексте хадиса употреблено слово «михджам».

Михджам (араб.) — это то, посредством чего делают кровопускание. Например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз’абадий М. (умер в 817 по хиджре). Аль-камус аль-мухит [Толковый словарь арабского языка]. Бейрут: ар-Рисаля, 1987. С. 1410.

[3] С учетом других достоверных хадисов правильнее будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.

[4] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 280, хадисы № 5680, 5681.

[5] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36, 37.

[6] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.

[7] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5702; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 4. С. 7, хадис № 3857.

[8] В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа:

– «Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря]»;

– «Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девятнадцатого или двадцать первого» — советовал Пророк. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052, 2054.

Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы практически в один голос заявляли о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 178, 179.

Имам аш-Шавкяни дал по этому поводу важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако с точки зрения практического применения они полезны и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероубеждения либо религиозной практики, не устанавливают и не отменяют религиозные каноны». См.: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181, 182.

[9] В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.

[10] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 180.

[11] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052.

[12] Медики говорили, что делать кровопускание посередине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 300.

[13] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 299, хадисы № 5698, 5699.

[14] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5701.

В св. х. Абу Дауда приводится хадис, в котором сказано: «Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 7, хадис № 3858. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 163, глава № 49, хадис № 74.

[15] Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 40.

[16] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696; Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, 9, хадис № 3864; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадис № 2054 и др.

[17] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, хадис № 5694.

[18] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1690–1692, 1724. Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 545.

[20] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 4. С. 536, 537, хадисы № 2278–2281; а также хадис № 5691.

[21] В другом риваяте упоминается «один са‘ фиников», то есть более трех килограммов фиников.

[22] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.

[23] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.

[24] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ибн Рустам ибн Джарир ат-Табари (226–310 гг. по хиджре; 841–923 гг. по григор.). См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 190, № 12592.

[25] Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (33–110 гг. по хиджре; 653–729 гг. по григор.) — известный богослов-факых, мухаддис, муфассир, толкователь снов. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Учился у Анаса ибн Малика и других сподвижников. Был известен умением толковать сны. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 338, № 13577.

[26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181.

[27] Данное пояснение темы взято с https://zywi200let.sitecity.ru. Приводится с некоторыми поправками.

[28] Полностью согласен: что не движется, то стареет.

[29] Второе пояснение предоставлено хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.

[30] Пункция — здесь: прокол кровеносного сосуда с лечебной или диагностической целью.

Аят: 1:1

umma.ru


Смотрите также