Как обучить грудного ребенка плаванию.

как научить плаванию грудного ребенка

 

 

По методике Владимира Скрипалева, обучение грудного ребенка плаванию происходит в три этапа. Он называет эти этапы классами. В первом классе у грудничка развивается привычка к воде. Он должен полюбить состояние невесомости, легкости, раскованности мышц и суставов.


В таблице приведены ориентировочные цифры. В зависимости от самочувствия ребенка их можно изменять: например, отложить на 1-2 недели срок очередного снижения температуры воды в ванне или увеличения продолжительности занятия. Отведенного на первый класс времени вполне достаточно, чтобы ребенок привык к пребыванию в ванне в течение 20 минут при 32°-ной воде.

Где должен находиться взрослый — тот, кто обучает малыша плаванию? Казалось бы, самое комфортное место — в ванне. Но эффект будет достигнут с наименьшими потерями, если грудничок окажется в ванне один. Наедине с водой. Вот когда ребенок закончит второй класс и научится самостоятельно плавать — пожалуйста, в ванну.

А пока научитесь поддерживать малыша, находясь «на суше». Вам предстоит освоить три способа поддержки — двумя руками, одной рукой и кончиками пальцев.

При использовании любого из трех способов поддержки надо следить, чтобы выполнялись два главных условия: чтобы все тело ребенка, за исключением лица, было погружено в воду; чтобы ребенок сохранял по возможности горизонтальное положение в воде.

Способы поддержки

Первый способ поддержки — «Лодочка». Инструктор поддерживает тело ребенка двумя руками. Правой рукой снизу — головку ребенка, левой рукой снизу — область таза и нижней части спины. Этот способ применяется с 1 -го по 10-е занятие.

Второй способ поддержки — «Люлька». Инструктор поддерживает малыша одной рукой снизу. Головка ребенка опирается на внутреннюю поверхность его локтевого сустава, а туловище и таз — на его предплечье и ладонь. Вторая рука инструктора остается свободной, ею он может показывать малышу игрушку; намочить большую губку и выжать ее на головку ребенка; помассировать и выпрямить его ножки. В дальнейшем (на 5-10-м занятиях) рука инструктора будет поддерживать снизу только голову ребенка.
Третий способ поддержки. Инструктор поддерживает снизу голову ребенка — вначале ладонью, а затем (с 10-го занятия) — только кончиками пальцев (усложненный вариант).

Основной прием — «проволакивание»

На слегка согнутой «лодочкой» ладони инструктора лежит затылок ребенка. Из этого положения начинается продвижение малыша по поверхности воды (тело должно быть погружено в воду) за счет легкого усилия инструктора. Вначале это делается медленно. Затем, с каждым новым занятием, — чуть быстрее. Когда ребенок, скользя в воде головой вперед, достигнет края ванны, инструктор разворачивает его (одновременно поднимая его ножки свободной рукой) и ведет к другому концу ванны — тоже головой вперед. Так повторяется 8-10 раз без перерыва. Серий с «прово-лакиванием» на одном занятии должно быть от 3 (на 10-12-м занятиях) до 5-6 (с 10-12-го занятия). После каждой серии — 20-30 секунд отдыха.

Если ребенок быстро привыкает к воде и хорошо адаптируется к первым двум способам поддержки, можно переходить к третьему способу уже на 4-5-м занятии. Он и становится основным в первом классе.

Правила для инструктора

Какой бы способ поддержки ни применялся, надо постараться, чтобы малыш нашел оптимальное для себя равновесие в воде. Его голову надо поддерживать так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости, почти параллельной поверхности воды. Руками инструктор должен регулировать положение головы — она выполняет роль «руля» при плавании. Если голова ребенка чрезмерно запрокидывается назад или наклоняется вперед, ее положение надо выровнять. Если ноги излишне сгибаются в коленях и «тонут» или если малыш подтягивает колени к животу, надо рукой выпрямить их, мягко погладив и слегка помассировав суставы и мышцы.

При любом способе поддержки надо стараться, чтобы она была как можно слабее. Тогда ребенок скорее приучится самостоятельно держаться на воде.

Независимо от способа поддержки надо создавать ребенку максимально выгодные условия для движений руками и ногами.

На занятиях возле ребенка должны всегда находиться плавающие игрушки — пластмассовые уточки, лягушки, рыбки, разноцветные шарики и т.п.

Когда малыш привыкнет к тому или иному способу поддержки, полезно брать игрушки с поверхности воды и бросать их в воду, чтобы ребенок видел: они не тонут, а плавают.

Инструктор должен постоянно контролировать температуру воды, при необходимости подливая горячую воду из заранее наполненного кувшина.

Во время занятия надо время от времени устраивать ребенку «дождик», поливая его теплой водой из лейки или выжимая на его тельце намоченную губку.

Десятое занятие

На десятом занятии ваш пловец должен хорошо переносить 10-минутное пребывание в 34°-ной воде. А вы — хорошо освоить все три способа поддержки и прием «проволакивания», в том числе и поддерживая ребенка одной рукой. Если все эти цели достигнуты, а ваш малыш здоров, нормально развивается, в ванне не капризничает, то можно переходить к следующей, более сложной стадии. Если же какая-либо из поставленных задач еще не решена, надо задержаться на десятом занятии. Поскольку оно является тестовым, опишу подробно, как оно проводится.

Продолжительность занятия — 10 минут, температура воды — 34°С.

При выполнении всех упражнений инструктор следит за тем, чтобы тело ребенка было погружено в воду (за исключением лица) и находилось в состоянии оптимального равновесия (в горизонтальном положении), чтобы руки и ноги малыша не были судорожно сжаты и чтобы он случайно не глотнул воду.

1. Чтобы обучить грудного ребенка плаванию, инструктор берет раздетого ребенка на руки (первый способ поддержки) и осторожно погружает его в воду (лицо остается над водой), зафиксировав время. В течение полутора минут он передвигает ребенка в воде вперед-назад на 40-50 см. Скорость таких «раскачиваний» должна постепенно нарастать. При этом инструктор ласково подбадривает ребенка.

2. Пауза — инструктор прекращает движение на 30 секунд. В это время он поддерживает ребенка вторым способом («Люлька») и освободившейся рукой бросает на воду разноцветные непотопляемые игрушки, приговаривая: «Вот как хорошо плавает красная уточка (рыбка, лягушка)!».

3. В течение 3 минут инструктор, поддерживая ребенка первым способом, производит боковые (из стороны в сторону) «раскачивания» ребенка в радиусе до 80-90° и одновременно скольжение по поверхности воды вперед-назад на 60-80 см. При этом он не забывает произносить подбадривающие слова.

4. Выполняется поддержка вторым способом в течение 1 минуты.

5. Используется усложненный вариант третьего способа поддержки в течение 3 минут.

6. Последняя минута занятия отводится на активный отдых. Проводится игра «Поплавок». Инструктор усаживает ребенка на свою левую руку так, чтобы над водой оставалась только головка. Свободной рукой он погружает под воду непотопляемые игрушки, и те на глазах малыша тут же всплывают.

Вторая декада

На следующих десяти занятиях ребенка надо приучить к еще большей свободе в воде. Передвигаясь вдоль ванны то вправо, то влево, инструктор может «проволакивать» ребенка из одного конца ванны в другой. Причем в один конец малыш будет плыть на спине головой вперед, а в другой — ногами вперед. Это упражнение надо выполнять с равномерной скоростью — сначала совсем медленно, затем чуть быстрее, а в конце первого класса очень быстро.

На 12-15 занятиях нужно пользоваться главным образом третьим способом поддержки. Это довольно трудная задача, поскольку ребенку при такой поддержке трудно сохранять горизонтальное положение. Инструктор может добиваться этого благодаря умелому управлению «рулем», то есть головой пловца: меняя ее положение можно вывести тело в горизонтальное положение. Если ребенок на предыдущих занятиях уже приучен к горизонтальному положению тела, он и сам начнет двигать ножками, добиваясь привычного равновесия. Это — важный шаг к самостоятельному плаванию. Но если ваш малыш пока пассивен, не огорчайтесь — у него все впереди.

Вначале третий способ поддержки выполняется без продвижения по поверхности воды, то есть при статическом положении тела ребенка. Затем надо перейти к боковым «раскачиваниям», а потом и к «про-волакиванию» по поверхности воды, увеличивая от занятия к занятию его скорость. Передвигать ребенка из конца в конец ванны можно головой вперед или ногами вперед. Но лучше на этом этапе выбрать продвижение головой вперед в оба конца ванны: при «проволакивании» влево от себя инструктор поддерживает голову ребенка левой рукой, вправо (повернув его в конце ванны на 180°) — правой (голова перекладывается на правую руку).

Обучать грудного ребенка плаванию непрерывно 20 минут, находясь в наклонном положении, очень нелегко. Это большая нагрузка для инструктора. Чтобы поменьше уставать, он может сделать два одноминутных перерыва. А чем в это время будет заниматься пловец? Ведь прерывать занятие нельзя. Предложите ребенку игру — например, подбрасывайте игрушки, или поливайте его голову из лейки, или возьмите малыша обеими руками под мышки и окуните его до носа в воду.



Добавить комментарий